Статья 21316

Название статьи

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБУЧАЕМОСТИ МАТЕМАТИКЕ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МАТЕМАТИКЕ

Авторы

Фарков Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17, корп. 2), a.farkov@mail.ru

Индекс УДК

51: 371

DOI

10.21685/2072-3024-2016-3-21

Аннотация

Актуальность и цели. Для современного развития системы школьного образования характерно наличие противоречия между необходимостью учитывать обучаемость при дифференцированном обучении математике и неразработанностью в теории и методике обучения математике вопросов, связанных как с сущностью, структурой, показателями обучаемости учащихся математике, так и с механизмами для диагностики, как уровней сформированности основных показателей обучаемости, так и уровней обучаемости учащихся математике, особенно высокого уровня обучаемости. Цель работы – научно обосновать и разработать методики для диагностики обучаемости математике учащихся общеобразовательных организаций.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, результатов диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме; анализа программ, учебников, учебных пособий для общеобразовательных школ; анализа опубликованных тестов, контрольных работ, текстов математических олимпиад; интервьюирования и анкетирования учителей математики; бесед с учителями математики и учащимися школ; наблюдения уроков математики в школе; педагогического эксперимента; статистической обработки и анализа результатов проведенного эксперимента.
Результаты. Разработана концепция диагностики обучаемости учащихся математике, в основу которой положена система основных показателей обучаемости учащихся математике: обученность ученика математике, темп продвижения ученика в изучении нового математического материала, самостоятельность в освоении нового математического материала, восприимчивость к помощи учителя, сформированность приемов умственной деятельности, умение решать нестандартные математические задачи. На основе данной концепции разработаны следующие методики: а) методика конструирования и использования многоуровневых контрольных работ по геометрии с целью диагностики уровня обученности учащихся; б) методика конструирования и применения тестовых заданий для диагностики уровня обученности и обучаемости учащихся по математике; в) методика составления и использования субтестов по математике как средства для диагностики таких приемов умственной деятельности, как аналогия, классификация, абстрагирование и обобщение; г) методика применения целесообразно подобранных систем упражнений для диагностики как всей обучаемости учащихся математике, так и некоторых ее показателей. Также были выработаны практические рекомендации к содержанию контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по математике с целью более объективного отбора наиболее обучаемых учащихся в вузы России, дано определение понятия олимпиадной задачи по математике, предложена типология олимпиадных задач по математике. Автором разработаны рекомендации к текстам школьных и муниципальных олимпиад по математике, предложены изменения в методике проведения математических олимпиад в малокомплектных школах, разработан новый вид олимпиад – многоуровневые олимпиады.
Выводы. Представленная в статье концепция диагностики обучаемости учащихся математике является практически реализуемой и требует своего дальнейшего развития.

Ключевые слова

обучаемость, диагностика обучаемости учащихся математике, основные показатели обучаемости учащихся математике, обученность.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Фарков, А. В. Диагностика основных показателей обучаемости учащихся математике : практико-ориентированная моногр. / А. В. Фарков. – Saarbrücken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2012. – 301 c.
2. Фарков, А. В. Основные показатели обучаемости учащихся математике / А. В. Фарков // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 210–217.
3. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. – М. : МИСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 352 с.
4. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М. : Педагогика, 1981. – 200 с.
5. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 1977. – 110 с.
6. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 1977. – 142 с.
7. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1968. – 432 с.
8. Перевощикова, Е. Н. Теоретико-методические основы подготовки будущего учителя математики к диагностической деятельности:дис. … д-ра пед. наук/Перевощикова Е. Н. – Н. Новгород, 2000.–344с.
9. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев.–М.:Просвещение,1995.–240 с.
10. Симонов, В. П. Диагностика степени обученности учащихся : учеб.-справ. пособие / В. П. Симонов. – М., 1999. – 48 с.
11. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Хо-лодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
12. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе : практико-ори-ентированная моногр. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский ; под ред. П. И. Третьякова. – М. : Новая школа, 2001. – 352 с.
13. Фарков, А. В. Контрольные работы как средство диагностики уровня обучен-ности учащихся / А. В. Фарков // Математика в школе. – 2011. – № 1. – С. 27–33.
14. Фарков, А. В. О тестах для диагностики уровня обученности и обучаемости учащихся / А. В. Фарков // Математика в школе. – 2011. – № 10. – С. 24–32.
15. Фарков, А. В. Субтесты по математике как средство диагностики некоторых приемов умственной деятельности / А. В. Фарков // Школьные технологии. – 2010. – № 1. – С. 175–182.
16. Фарков, А. В. Составление текстов городских (районных) олимпиад по мате-матике / А. В. Фарков // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – C. 86–88.

 

Дата создания: 28.11.2016 15:03
Дата обновления: 26.01.2017 16:09