Авторы |
Фарков Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17, корп. 2), a.farkov@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Для современного развития системы школьного образования характерно наличие противоречия между необходимостью учитывать обучаемость при дифференцированном обучении математике и неразработанностью в теории и методике обучения математике вопросов, связанных как с сущностью, структурой, показателями обучаемости учащихся математике, так и с механизмами для диагностики, как уровней сформированности основных показателей обучаемости, так и уровней обучаемости учащихся математике, особенно высокого уровня обучаемости. Цель работы – научно обосновать и разработать методики для диагностики обучаемости математике учащихся общеобразовательных организаций.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы, результатов диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме; анализа программ, учебников, учебных пособий для общеобразовательных школ; анализа опубликованных тестов, контрольных работ, текстов математических олимпиад; интервьюирования и анкетирования учителей математики; бесед с учителями математики и учащимися школ; наблюдения уроков математики в школе; педагогического эксперимента; статистической обработки и анализа результатов проведенного эксперимента.
Результаты. Разработана концепция диагностики обучаемости учащихся математике, в основу которой положена система основных показателей обучаемости учащихся математике: обученность ученика математике, темп продвижения ученика в изучении нового математического материала, самостоятельность в освоении нового математического материала, восприимчивость к помощи учителя, сформированность приемов умственной деятельности, умение решать нестандартные математические задачи. На основе данной концепции разработаны следующие методики: а) методика конструирования и использования многоуровневых контрольных работ по геометрии с целью диагностики уровня обученности учащихся; б) методика конструирования и применения тестовых заданий для диагностики уровня обученности и обучаемости учащихся по математике; в) методика составления и использования субтестов по математике как средства для диагностики таких приемов умственной деятельности, как аналогия, классификация, абстрагирование и обобщение; г) методика применения целесообразно подобранных систем упражнений для диагностики как всей обучаемости учащихся математике, так и некоторых ее показателей. Также были выработаны практические рекомендации к содержанию контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по математике с целью более объективного отбора наиболее обучаемых учащихся в вузы России, дано определение понятия олимпиадной задачи по математике, предложена типология олимпиадных задач по математике. Автором разработаны рекомендации к текстам школьных и муниципальных олимпиад по математике, предложены изменения в методике проведения математических олимпиад в малокомплектных школах, разработан новый вид олимпиад – многоуровневые олимпиады.
Выводы. Представленная в статье концепция диагностики обучаемости учащихся математике является практически реализуемой и требует своего дальнейшего развития.
|
Список литературы |
1. Фарков, А. В. Диагностика основных показателей обучаемости учащихся математике : практико-ориентированная моногр. / А. В. Фарков. – Saarbrücken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2012. – 301 c.
2. Фарков, А. В. Основные показатели обучаемости учащихся математике / А. В. Фарков // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 210–217.
3. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. – М. : МИСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 352 с.
4. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М. : Педагогика, 1981. – 200 с.
5. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 1977. – 110 с.
6. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач / Ю. М. Колягин. – М. : Просвещение, 1977. – 142 с.
7. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1968. – 432 с.
8. Перевощикова, Е. Н. Теоретико-методические основы подготовки будущего учителя математики к диагностической деятельности:дис. … д-ра пед. наук/Перевощикова Е. Н. – Н. Новгород, 2000.–344с.
9. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев.–М.:Просвещение,1995.–240 с.
10. Симонов, В. П. Диагностика степени обученности учащихся : учеб.-справ. пособие / В. П. Симонов. – М., 1999. – 48 с.
11. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Хо-лодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
12. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе : практико-ори-ентированная моногр. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский ; под ред. П. И. Третьякова. – М. : Новая школа, 2001. – 352 с.
13. Фарков, А. В. Контрольные работы как средство диагностики уровня обучен-ности учащихся / А. В. Фарков // Математика в школе. – 2011. – № 1. – С. 27–33.
14. Фарков, А. В. О тестах для диагностики уровня обученности и обучаемости учащихся / А. В. Фарков // Математика в школе. – 2011. – № 10. – С. 24–32.
15. Фарков, А. В. Субтесты по математике как средство диагностики некоторых приемов умственной деятельности / А. В. Фарков // Школьные технологии. – 2010. – № 1. – С. 175–182.
16. Фарков, А. В. Составление текстов городских (районных) олимпиад по мате-матике / А. В. Фарков // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – C. 86–88.
|